Бумеранг хорошо известен в силу своего своего свойства возвращаться назад, к месту, с которого был произведён бросок. В действительности этим свойством обладают далеко не все бумеранги - только т.н. возвращающиеся, да и реализуется оно только при надлежащем умении и с непременным учётом силы и направления ветра. Суды по раскопкам, аналоги бумеранга были известны многим народам. Вполне возможно, что в Австралии они сохранились только потому, что там не был изобретён лук - гораздо более эффективное оружие охоты и войны. Сначала, видимо, был изобретён, как модификация метательной палицы, невозвращающийся бумеранг - т.н. "боевой". Его длина около метра, он изогнут в гораздо меньшей степени, чем его возвращающиеся родственники. Два его плеча уплощены (по сравнению с простой палкой) и имеют аэродинамический профиль, грубо напоминающий профиль винта вертолёта: нижняя часть более плоская, чем верхняя, задняя кромка немного заострена - по сравнению с передней. Его бросают почти горизонтально, придавая естественное для броска палки вращение - но вокруг вертикальной оси. При правильном броске оружие летит почти параллельно земле на расстояние метров до двухсот, что обеспечивает повышенную вероятность поражения какой-либо цели из стада (обычная палка или камень могут поразить цель только вблизи места падения). Форма возвращающегося бумеранга отличается от боевого бОльшей изогнутостью (градусов до 50), мЕньшей относительной толщиной и близостью профиля плеч-крыльев к профилю самолётного крыла. Размер и вес - поменьше, так что начальная скорость оказывается выше, чем у боевого. Его можно использовать для охоты на мелкую дичь, но основное исходное назначение - ритуальное, позднее - спортивное и развлекательное.Современные не сувенирные бумеранги делают из прочного пластика или лёгкого металла. Бросают возвращающиеся бумеранги иначе, чем боевые - вращение им придают в (почти) вертикальной плоскости. Полёт "бумеранга для правши" выглядит так. На начальном этапе бумеранг уклоняется влево и одновременно наклоняется направо. В какой-то момент он почти ложится направо и одновременно задирает переднюю часть круга вращения вверх, начиная резкое движение вверх-налево. Продолжая поворот налево, он снижается и поворачивает к месту броска. Если его не ловят, то бумеранг пролетает дальше и снова делает виток меньшего размаха. В идеале после нескольких витков он медленно опускается вблизи точки броска, продолжая довольно быстро вращаться - как крылатое семечко клёна. Объяснение такого поведения бумеранга будет проще, если иметь ввиду многолопастный бумеранг - скажем, в форме креста - у которого все лопасти одинаковы. Впрочем, для начала бросим наш бумеранг как боевой - в горизонтальной плоскости. При движении в набегающем под небольшим углом потоке воздуха появляется, как для паруса или крыла самолёта, сила, направленная перпендикулярно плоскости креста (точнее, составляющая полной силы, называемая подъёмной силой - вне зависимости того, где верх и низ...). Из-за вращения эта сила смещена направо и как бы стремится повернуть круг вращения налево. Однако вследствие гироскопического эффекта вместо этого наш круг поднимает передний край, и при надлежаще выбранных параметрах будем иметь картину полёта боевого бумеранга. Для "настоящих" бумерангов действуют те же обстоятельства, но в других пропорциях, что и приводит к иной картине. Есть, однако, одна особенность настоящих бумерангов, про которую мне не удалось нигде прочитать - авторотация и одновременно способность "винта" бумеранга работать как "тянущего". Возьмём винт обыкновенного вентилятора. Если привести его во вращение, то воздух будет отбрасываться назад и наш винт будет "тянуть", как винт вертолёта перед взлётом. Выключим электромотор и сразу станем "дуть" в противоположную сторону. Наш винт через время остановится, а потом снова придёт во вращение - но уже в другом направлении. Не так ведёт себя винт-бумеранг: вращение будет продолжено в том же направлении! В отличие от вертолёта, когда из-за остановки двигатели приходится приземляться на авторотации, у бумеранга при этом не меняется шаг винта. Впрочем, никакой мистики здесь, конечно нет, : если обычное самолётное крыло обдувать в режимах, близких к максимальному аэродинамическому качеству, то полная аэродинамическая сила поворачивается почти вместе со скоростью набегающего потока.
_________________ Such стервь la viе
|