Курительный Салон

Наш курительный салон на краешке сети
Текущее время: Вс июл 22, 2018 18:18

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 107 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Вниз по течению
СообщениеДобавлено: Пт янв 05, 2007 07:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
ЧАСТЬ 1. ИСТОК

I

Надменно глядя с нынешних высот на свое прошлое, человечеству сложно осознать, что в древности, несмотря на отсутствие современных средств передвижения и связи, европейско-азиатский мир был столь же един, как и сейчас, а мобильность населения, ныне стесненная национальными границами и отсутствием свободных для заселения пространств, была намного выше, чем в наше время. Археологические данные свидетельствуют о наличии обмена между материками Евразии еще в каменном веке, а уж в рассматриваемое нами время наличие торговли между ними даже не оспаривается. Тем более странным становится постулат о натуральном характере производства господствующего в Европе вплоть до XIX века.

Европейское население все первое тысячелетие после рождества Христова, вместо того, чтобы сидеть на одном месте и, согласно исторической науке, не сходя с него, удовлетворять свои потребности в крове, одежде и пище, постоянно бродит от Атлантики до Урала в поисках удобного места для обмена продуктов своего производства на иноземные, преимущественно индийские и китайские.*

Маленькая мировая война, затеянная императором Юстинианом в VI веке, привела к тому, что прежние торговые пути, соединявшие Европу с Азией были перерезаны, и племена, по своему обыкновению, пошли искать новых мест, удобных как для экспорта, так и для импорта. Так наши племена и нашли свои места. Они оседлали путь, впоследствии получивший название “из варяг в греки”. Название, впрочем, как и поселения славянских племен в нижнем течении Днепра, появилось уже гораздо позже, тогда важнее было иное направление - путь вниз по Волге до Каспийского моря.

Собственно, не столь уж исторически долгая необходимость в этом пути, впоследствии еще некоторое время поддерживаемая удобством транспортировки грузов из стабильного европейского севера в Византию, державшую тогда торговлю с востоком, и обратно в обход обустраивающейся Европы, и привела к появлению государственного образования под эгидой русского племени с преимущественно славянским населением. В этом не было бы ничего примечательного, мало ли подобных образований возникало и исчезало? Да вот только почему-то именно это так и не может исчезнуть, несмотря на все потрясения, постигшие его на протяжении своего существования, и именно оно является наименее европейским во всей Европе.

Русь приняла христианство, как и вся Европа. Она приняла его в Византийской редакции. Это вряд ли могло оказать столь глубокое влияние на русское мировоззрение, что Россия начала отдаляться от Европы, но послужило в свое время аргументом сначала в споре правителей Руси с ее землями, а затем в споре России с Европой. Это первое отличие от европейской истории, что бросается в глаза при знакомстве с историей российской, второе же – разница в статусе этих земель по сравнению с европейскими графствами, княжествами и прочими земельными образованиями.
_________________
* Звучит теперь особенно актуально, если учесть, что все мировое производство ныне туда и переезжает.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пн ноя 26, 2007 13:07, всего редактировалось 8 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс янв 07, 2007 23:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
II

С самого начала российской истории поражает как параллельность процессов, происходящих на Руси и в Европе, так и различие результатов этих процессов. Образование городов в Европе, то есть именно городов, а не крупных поселений, городов, не подчиняющихся никому, кроме короля, да и ему подвластных с целым рядом оговорок, условий и ограничений, начинается в Х–XI в.в.. Тогда же появляются и русские города*, но если европейские города получают свою самостоятельность из рук монарха, то города русские являются на сцене уже самостоятельными: они сами заключают договора со своими правителями. Европейские монархи даруют иммунитеты городским коммунам, что, собственно, и превращает их в города, чтобы заручится союзником в борьбе с уже набравшими силу европейскими феодалами, на Руси же еще нет феодалов, поскольку на Руси еще не ощущается ценность земельного владения.

Первыми землевладельцами на Руси, подобно греческим полисам, становятся именно города. Если в Европе города чуть ли не под самыми своими стенами окружены чужими владениями, как Санкт-Петербург и Москва своими областями, то на Руси города владеют всеми землями “к ним тянущими”. Городской правитель-князь согласно договору-ряду, как правило, оказывается вне городских стен. В Новгороде ему даже не дозволено покупать землю и ходить в полюдье - кормовую дань, собранную со строго оговоренной территории, князю и его дружине доставляли прямо в покои, что стояли, как вы догадываетесь, напротив городских укреплений, по другую сторону Волхова.

Кажется, последним Великим князем, подписавшим в 1252г. подобный договор с Владимиром, тогда стольным городом, скорее уже в силу традиции, нежели по необходимости, был никто иной, как Александр Невский. Он же затем и воспользовался для ликвидации подобной практики в других городах монгольским войском под водительством Неврюя. Однако, не этот наш великий святой положил начало подобному “собиранию земель русских”. Первым начал их “собирать” другой герой наших святцев – Андрей Боголюбский.

____________________
* Назовем их русскими для упрощения изложения - хотя были эти города разноплеменные, дань все-таки все платили русам

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пн окт 01, 2007 19:10, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс янв 07, 2007 23:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
III

Если в начале нашей истории властителей больше интересовала дань, собираемая для них городами, которые являлись средоточием богатств своих земель, то к веку XII, князья осознали, что можно обойтись без такого строптивого посредника, требующего вдобавок ко всему за свои услуги еще какой-то службы, и завести себе свои земли, тем более, что на протяжении своей жизни им доводилось покняжить не в одном городе и соответственно богатству земель несчастные становились то беднее, то богаче. Наши князья стали прикупать себе землицы у городов, там, где ее продавали, крали, там, где ее выделяли в кормление, убивали собственников особо понравившихся земель и женили своих отпрысков на потомстве убитых. Именно последним способом Москва стала вотчиной нашего святого: его папа Юрий Владимирович привенчал ему Москву, выдав за него дочь убитого боярина Кучки. Это обстоятельство, а именно то, что Москва была княжеской вотчиной, оказало немалое влияние на последующую нашу историю.

К XII веку относится еще одно судьбоносное для нашей страны событие: Степь выгнала Русь из плотно насиженных ею южных земель на малообжитой север. Андрей Боголюбский – первый князь, признавший свершившийся факт, ушел от завещанного ему Киева за леса, в Ростово-Суздальскую землю. Впервые Великий князь покинул Киев, оставшись при своем титуле. Мало того, впервые Великий князь, разбив войска иных претендентов на этот титул, уничтожил и сам город. Казалось бы, что здесь такого? Ну было сердце государства в Киеве, теперь оно в Суздале. Или в Ростове? Ни там, ни там - оно теперь в вотчине Андрея, в построенном его дедом на собственной земле городе Владимире. Правда, не в самом городе, а по традиции рядом - в выстроенном самим Андреем сельце Боголюбове.

Старшим городам земли показали большой кукиш! Это было уже не первое унижение, которому подвергли эти города отец с сыном. Само приглашение Андрея в эти земли было местью умершему после очередной попойки* Юрию Долгорукому за принуждение вопреки всем правилам, законам и обычаям к целованию креста на приятие Ростовом и Суздалем князьями младших сыновей Долгорукого. Андрей же, вместо того, чтобы учинить ряд со старшими городами, в насмешку над ними учинил таковой с их пригородом – Владимиром. Старшие города скривились, но проглотили.

Изгнав братьев и племянников со своих земель, а вслед за ними и бояр отцовских, Андрей продолжил дело своего отца и дело своего деда – превращение целой земли в свою вотчину, полагаясь не на опыт и знания, а лишь на личную преданность собственных бояр, выстроенных во властно-хозяйственную вертикаль, и людишек, нескончаемым потоком бегущих с юга, опустошаемого набегами степняков. Их на свои собственные земли начал сажать еще дед Андрея, отец продолжил, то же делал и сам Андрей, пренебрегший своими прямыми великокняжескими обязанностями - защитой земли Русской и этих людишек от набегов.

Андрей сел во Владимире полновластным хозяином своих земель и своих людей. Отныне к подобному самовластью будут стремиться все Рюриковичи Мономахова извода.

Боярской преданности надолго не хватило: из опасения быть заподозренными в недостаточной преданности собственные бояре и убили Андрея Боголюбского в его собственном городе, в почти собственном княжестве. С кончиной Андрея Юрьевича, лишившись своего основания, вертикаль рухнула. В его частных владениях наступил хаос. Неделю валялось на траве его бездыханное тело. Потерявших своего повелителя и покровителя андреевых служивых людей избивали и убивали его же людишки. Народ, собранный с бору по сосенке со всей Руси в андреевы владения, устроил первый в российской истории настоящий русский бунт. Бессмысленный и беспощадный, с отниманием и делением, с грабежем награбленного и в едином порыве.

Бунт как сам начался, так, после уничтожения бунтовавшими недограбленного, сам собой и закончился, тем более, что подоспела для городов младших новая напасть: старшие города, стремясь восстановить свое значение, пригласили княжить к себе племянников Андрея, не спросив у младших дозволения. Вскипело ретивое у молодых городов и они выставили против андреевых племянников андреевых братьев. После этой, в отличие от прежних княжеских потасовок, уже гражданской войны, опять-таки первой в отечественной практике, о старших городах в Ростово-Суздальской земле велено было забыть. Заодно, вместе с ее населением была уничтожена Рязань - а не надо было племянникам в Рязани сидеть! Еще одним старшим городом на Руси стало меньше. С тех пор и сам Владимир, заменивший собой прежние старшие города, и Великое княжение Владимирское передаются по наследству..

Помните, короли городам иммунитеты раздавали, дабы феодалов ослабить? Чем теперь андреевы братья заняты? Правильно, иммунитеты феодалам раздают. Откуда феодалы? Думаете, это лучшие мужи городские? Конечно, нет! Те уже давно на городских стенах качаются. Это у нас новые феодалы. Из служилых мужей братьев андреевых Михалки да Всеволода.

__________________
* Скорее всего, Великого князя в Киеве отравили: уж больно надоел и он сам, и его суздальская команда киевлянам.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вс окт 21, 2007 18:33, всего редактировалось 7 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс янв 07, 2007 23:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
IV

Честно говоря, в преамбуле моего опуса, я намеренно солгал. Ложь, я думаю, простительная, ибо именно так всегда и рассматривается российская история. Однако, именно с разрушением Киева Андреем Боголюбским в 1169 г. и завершается история того государственного образования, что появилось под эгидой русов.

Киевская Русь закончила свое существование. Западные земли скоро станут Литвой, южные поглотит Степь, Новгордская земля еще некоторое время будет бороться за свою самостоятельность. В Ростово-Суздальской земле, демонстративно отделившейся от прочей Руси, начинается процесс, который и приведет к появлению этого неубиваемого порождения Мономашичей – Российской Империи. Единственное, что привязывает историю Киевской Руси к истории России – титулатура их верховных правителей и митрополичья кафедра, последовавшая вслед за Великим князем сначала во Владимир, а затем и в Москву.

События, последовавшие за кончиной в 1175 г. Андрея Боголюбского, удивительно напоминают более современные истории. Похоже, именно в его правление произошло рождение нового типа русской государственности – той, что всегда балансирует на грани народного бунта, той, что для своей реформации требует либо гражданской войны, либо гибели большой части населения, той, что всегда представляется единственным средством, дабы удержать Россию от распада на составлявшие ее некогда земли, той, что как Феникс всегда возрождается после, казалось бы, ее полного уничтожения.

Тогда же нам впервые является и русский народ. Народ, лишенный собственности, готовый к долготерпению, который, кажется, только и выжидает, когда угнетающая его власть покажет свою слабину, чтобы… вы думаете, скинуть ярмо? Нет, чтобы это ярмо сломать, разодрать в щепы, а затем смиренно отдать его в починку все той же власти и подставить под него свою шею.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пн окт 01, 2007 19:12, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 08, 2007 00:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 02:53
Сообщения: 6323
Откуда: оттуда...
Это, если не ошибаюсь, Новодворская? Читал недавно, довольно живо и занятно, хотя и небесспорно (бесспорно? у В.И? не бывает)



Примечание модератора:
Цитата:
Не, эт некий albor. И ваще, не хамите модератору!

_________________
An inbred stump-toothed knuckle-dragging plaid-clad mountain man not yet face down in the moonshine or enjoying a bunk-up with his sister


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Ну вот и Калита!
СообщениеДобавлено: Пн янв 08, 2007 03:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
ЧАСТЬ 2. РУСЛО


I

В 1299 г. весь клир во главе с митрополитом Киевским и Всея Руси Максимом, подобрав рясы, бежит из в очередной раз разрушенного до основания и опустошенного Киева во Владимир.

Отчего же церковные иерархи вскоре после пришествия монголов на Русь бросили на произвол судьбы свою паству, как никогда нуждавшуюся в церковном окормлении? Да оттого, что “Всея Руси” превратилось в звук пустой, и Максиму вовсе не хотелось становиться православным мученником. Это “Всея Руси” могло наполниться содержанием отныне только рядом с Великим князем, а он теперь сидел во Владимире. Владимир становится дважды столицей – становится столицей и светской, и духовной власти.

Свою сервильность православная церковь подобным образом проявит еще раз. Когда столица откочует в Москву, преемник Максима, приятель Ивана Калиты митрополит Петр переедет туда, где в 1326г. и умрет, за что удостоится причисления к лику святых. Следующий за Петром митрополит Феогност перевезет в Москву и клир, и столицу своей епархии. Почему можно считать, что к этому времени столица находится уже в Москве? Да потому, что Данила Александрович, и его потомки уже исправляют ошибку деток брата Андрея Боголюбского - многодетного и чадолюбивого Всеволода, разделивших его владения на уделы. Данила, Юрий и Иван, пользуясь методами, известными еще Владимиру Мономаху, уже частью отняли, частью украли, частью скупили все земли вокруг Владимира.

Владения Калиты уже ползут к Рязани, ему уже принадлежат селения в земле Смоленской. Список городов, принадлежащих тогда князю Московскому, скромен, зато в этом списке множество сел и земельных угодий в чужих уделах. Странным образом эти угодья, деревни и города находятся вдоль судоходных рек. От истоков до устий.

Странным ли? Посмотрим, чем же некогда Кучкова земля так глянулась Юрию Долгорукому? А вот чем. Пишет тверской летописец, что заложил в 1156 Юрий Москву на устье Неглинной выше Яузы. Сложно, конечно, представить, но на обеих реках было в ХII веке оживленное судоходство. Двумя годами ранее он основал Дмитров, рядом с верховьями Клязьмы, та же Клязьма подходит близко к Яузе, где в районе Мытищ (собственно, само древнее их название Яузские Мытищи, говорит о том, что именно здесь некогда с купцов брали мыто, таможенную деньгу, если по-татарски, и, судя по названию, немалую) был некогда волок из одной реки в другую. Дмитров же был поставлен при реке Яхроме, там, где река становится судоходной, и по ней открывается путь до Волги. Таким образом, контролируя оба его конца, Юрий становился фактическим владельцем всего кратчайшего транспортного пути из московского бассейна в волжский.

С основанием Дмитрова попутно решалась и еще одна проблема владетельного князя – неизбежные трения с прежними контролерами на Яхроме. Как? Думаете, это единственный город, заложенный с похожими намерениями нашим московским основателем? Нет, конечно. В 1152 г. Юрий Владимирович основал город Переяславль. Основал, то есть, построил на своей земле. И беженцев с юга там поселил больше, чем было жителей в рядом стоящем Клещине, и храм в Переяславле поставил во имя Спаса. Я думаю, и главу местной епархии из рядом стоящего Клещина переманил, чтобы быть тому Клещину вовсе пусту, ибо Переяславль Новый и побольше, и побогаче Клещина. И побежал народ из Клещина в Переяславль. Ну, и кто теперь о Клещине помнит? Так же и Дмитров возник, а имени того города, что рядом стоял, не помнит даже история, только то и помнит, что был такой город.


Ничего нового не изобретали князья Московские, просто хорошо повторяли, то, с чего Рюриковичи и начали, сев по оба конца пути “из варяг в греки”, но уже как Юрий Владимирович, не владельцами – собственниками. Настоящие Мономашичи!

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пт дек 04, 2009 08:46, всего редактировалось 9 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт янв 09, 2007 05:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
II

Переяславль будет принадлежать князьям Московским. А стоит он среди земли Владимирской. Забавно, да? Забавник Юрий в свое время назвал так город, чтобы его с другим городом путали, тем, что в земле Рязанской, ибо настоящий Переяславль, тот, что на юге Русской земли, уже давно стал Переяславлем Русским. Новый Переяславль одно время так и был – Новым, правда, эти неучтивые рязанцы обозвали Переяславль Юрия Залесским, но, все равно, наша взяла! Жгли Владимирские князья, жгли Рязань и, наконец-то, благодаря монголам, Рязань сгорела окончательно. Поскольку Рязанским князьям надобно было где-то сесть, решено было перенести Рязань в Переяславль. “Рязанский”- уточняем мы теперь. Забавник своего добился.

Еще один забавник, Даниил Московский, в 1301 г. ввязывается в распрю между рязанскими лучшими людьми со своим князем, спорящими о будущем устройстве новой Рязани, пленяет прямо на поле битвы “некоей хитростью”, как летописец утверждает, и, отбившись от монголо-рязанской орды под тем Переяславлем (вы еще раз города не перепутали?), уволакивает за собой самого князя Рязанского Константина Романовича, собственника Коломны и прочей мелочи в своей земле, чтобы посадить его в темницу. Собственность Константина становится собственностью Даниила. Коломна очень естественно присоединяется к княжеству Московскому.

На следующий год почему-то отдает Богу душу племянник Даниила князь Иван Переяславльский, не забыв завещать свои владения вместе с городом дяде – злейшему врагу своего отца. Вот и получилось, что владимирский город принадлежит… нет, не князю Московскому, а Даниле Александровичу. Лично. Сказав, что Переяславль принадлежит князьям Московским, я, пожалуй, немного поторопился, как поторопился в свое время князь Андрей, сочтя, что вся земля Ростово-Суздальская ему уже принадлежит.

Ну, а Юрий Данилович, еще год спустя, лихим наскоком лишил землю Смоленскую княжества Можайского, посадив, по примеру батюшки, князя Святослава Можайского на место князя Константина Рязанского, благо, место в темнице освободилось, - Константин был убит Юрием, чтобы у рязанцев претензий на собственность князей московских, полученную в наследство от князя Константина, не было. Город Можайск и княжество, столь же естественно, как и Коломна, влились в княжество Московское. Почему естественно? Потому, что отныне - это, действительно, Московское княжество: оно растянулось на все течение Москвы от истока до устья.

Это события только трех лет, а лет тех было от появления в Москве Даниила до убийства Юрия пятьдесят три. Не верьте первой духовной Калиты! Прибедняется князь. В ней даже Переяславль не упомянут. А может, там упомянуто только то, что князь считал княжеству принадлежащим?

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пт дек 04, 2009 09:00, всего редактировалось 9 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 10, 2007 20:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
III

Думается, и наш святой Петр так считал. И свежеиспеченный митрополит Московский и всея Руси Феогност. Не зря ж он духовную ту принял и закрепил. Бумага, де, она все стерпит, а что мы знаем, то мы знаем. Не знаю, тот ли это Феогност Сарский, что из Сарая ханским послом в Царьград ездил, но имя уж больно на Руси редкое, иных Богозналов русская история, вроде бы, не помнит.

Не в 1299 году забыли о кафедре в Киеве наши митрополиты. Кажется, последним бывал в Киеве митрополит Кирилл, нашедший там свое успокоение в 1280 г., и то он созывал епископов на собор во Владимир, да и в скорбный путь отправился в Киев из того же Переяславля, который за лесом.

По смерти Кирилла больше двух лет выжидали наши иерархи, как в Константинополе кости лягут, прежде чем отправить Максима, преемника Кирилла, на поставление. Шла в то время в Царьграде борьба между патриархом Иоанном Векком, сторонником ойкуменического христианства, и бывшим патриархом Иосифом, отстаивавшим греческую ортодоксальность. Ортодоксальность победила, благодаря смерти базилевса Михаила, который поддерживал Векка, тщетно надеясь на то, что Людовик Святой в благодарность за признание восточным христианским миром главенства над собой папы, отзовет своего братца-пирата Карла Анжуйского из Средиземного моря. Бывший патриарх снова стал патриархом, а Векк просто перестал быть. Так снова началась история двух церквей единого учения, а у нас появился православный митрополит. Через 16 лет после поставления он смирится с реальностью, и, наконец, перенесет свою кафедру во Владимир.

Жаль! Такой красивый образ (митрополит, бегущий во всю прыть из Киева на север во главе своих присных) и вдруг рассыпался! Увы, не бежал митрополит на север, незачем ему было бежать. Сидел в это время митрополит Максим все в том же Переяславле, в нем и соборы епископские собирал. Отчего же не во Владимире? Не жаловали Великие князья Владимир, приезжали туда лишь затем, чтобы на престол великокняжеский взойти, так зачем митрополиту там сидеть? Разве что по великим праздникам, а вот "митрополит Владимирский" - это пока еще звучит.

Первым понял, что уже не звучит, митрополит Петр, наследовавший Максиму. Замечательной души человеком был этот Петр! Поставленный митрополитом всея Руси для того, чтобы Галицкая Русь, наконец, обрела своего православного пастыря, поставленный по протекции князя Юрия Львовича Галицкого, надеявшегося, что Петр займет специально для него созданную в Галиче кафедру и возглавит борьбу с латинской ересью в западных и южных русских пределах, он в 1308 г. вдруг оказывается… правильно, в Переяславле. Правда, Юрий Львович сам виноват! Зачем он считал себя наследником Владимирских земель и титуловался Рексом Руссии?

Возмутившись назначением Петра, Великий князь Владимирский Михаил Ярославич Тверской, посылавший в Константинополь на поставление в митрополиты некоего Геронтия с митрополичьими реликвиями, обвиняет Петра в том, что тот берет мзду за поставление в священнический сан, и требует суда над Петром, суда земского и церковного. Суд, так суд. Для суда над Петром князья и епископы со всей земли русской едут на собор… ну конечно, все туда же - в Переяславль. Чем в городе, принадлежащем недругу Михаила Ярославича Тверского, Юрию Даниловичу Московскому, дело может закончиться? Тем и закончилось. Собор князей и епископов всея Руси приговорил: митрополита всея Руси Петра оправдать, но оставить в подозрении и в случае чего выслать оного митрополита в Царьград. Царьград приговор утвердил.

А, кстати, вы не помните, как речка, на которой Владимир стоит, зовется? Правильно, Клязьма. А Дмитров-городок помните, тот, что у ее истоков Юрий Долгорукий закладывал? Так вот, этот городок, оказывается, пригород Переяславля Залесского. А на другом конце пути из Твери на юг по той речке князь Московский таможенную деньгу с переволакивающихся в Яузу собирает. Ну, и кто у нас теперь Великий и Владимирский?

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вт окт 30, 2007 22:33, всего редактировалось 10 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт янв 11, 2007 10:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
IV

Приговор суда собора князей и епископов русских оказался и приговором влиянию Тверских князей на судьбы России. Пусть Тверь сильна, но Тверской князь – слаб. Не хозяин он Тверской земли. И центр его удела никем не построен, никем не основан - сам возник. И населяют его не беженцы, во всем от князя зависимые, не их потомки, а потомки основателей Твери. Вот и выходит, что Тверской князь – не хозяин в своем княжестве, а теперь еще у его великокняжеского стольного града – Владимира новый хозяин объявился. Пусть еще не объявился, но митрополит, князья и епископы уже дали понять Михаилу Ярославичу, кто этот хозяин. У Юрия Даниловича просто не хватило выдержки, чтобы дождаться естественного падения Тверских, как дождался окончательного падения Киева митрополит Максим. За эту свою несдержанность Юрий и поплатился жизнью.

Иван Данилович, сменивший на посту Юрия Даниловича, всегда дома на хозяйстве оставался, когда тот князей в темницу тягал, да на Тверь хаживал то с монголами, то с новгородцами. Он не был столь кровожадным, какими были его брат и отец, в бытность свою Великим князем он все более кротостью города брал. Необыкновенная кротость Калиты объясняется просто: последний раз монголы переписали жителей Руси в 1275 г. и ушли, дав на откуп сбор дани Великому князю, следовательно, и дань Орда ожидала такую же, как еще при брате Александра Невского Василии Ярославиче и его сыне Дмитрии Александровиче, когда население было значительно меньше, чем при Иване. Что Орда ожидала, то и получала, как ею же и было положено - десятину с каждой переписанной сохи. Куда девалась разница между собранными и отданными в Орду десятинами, я думаю, объяснять не надо. А разница была столь значительной*, что и раньше тяжелый на подъем к ратным подвигам Иван Данилович теперь мог не воевать вовсе. Он теперь мог завоевать почти все, с места не сходя, лишь рассылая с частью той разницы кошели-калиты. А поскольку собирал он дань не сам, а переписи населения по вполне понятным причинам не было, то сколько десятин от лишней сохи оседало в карманах сборщиков! Бедный русский народ!

Интересно, а насколько бедный? Дани Орда просила - десятую часть от всего, произведенного за год. 10% с оборота, так сказать. Зато – раз в семь лет. Получается… меньше, чем 1,5% (полтора процента!) в год. Непосильное бремя! Сравнимое с нашим, отмененным за неподъемностью для отслеживания государством, дорожным налогом с предприятий.

Что же Тверские князья, неужели до такого простого воровства не додумались? Конечно, додумались, только вот докняжить во всей Владимирской Руси до узаконения его ханом Узбеком не смогли. То же, что им своровать и удавалось, все не туда вкладывали. А у Калиты на этих деньгах еще один источник дохода рос – арендная плата в 25 –50% годового оборота с каждого пахаря, что на его земле сидит. Да и не раз в семь лет, а каждый год. Да еще и таможенную деньгу, Иваном собираемую, Узбек ему полностью отдал в распоряжение. В землю надо было деньги вкладывать, в землю, а не в Орду и не в борьбу с ней, тогда, глядишь, и стала бы Тверь столицей нашей родины.

А пока, в 1329 г. после увеселительной прогулки во главе ордынской рати, наведенной им на землю Тверскую, после которой количество вольных пахарей на ивановых землях значительно увеличилось, а сама Тверь была разрушена вместе с селами и пригородами, Иван становится Великим полукнязем всея Владимирской Руси. Второй полукнязь – Александр Василич Суздальский получил в княжение земли владимирские и поволжские. Хитрый, но наивный Узбек так и не понял, что, хозяином в них все равно останется Иван, хоть княжить в тех землях и будет Александр. Вероятно, от постигшего его разочарования Александр Василич годика через три и умер, оставив свое полукняжение Калите. Отныне князья Московские становятся Великими князьями Владимирскими навсегда.

___________________
* При Дмитрии Донском, внуке Калиты соотношение дани к разнице составляло уже 1:15.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вт окт 30, 2007 22:35, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт янв 12, 2007 13:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
ЧАСТЬ 3. ТИХАЯ ЗАВОДЬ

I

Вернемся на несколько столетий назад. Всякому известно, откуда взялось на Руси Рюриково племя: Новгородцы позвали, де, придите и володейте. А где тогда Новгород был? Судя по всему – нигде. Не было такого города. Одно лишь ясно: варяги и прежде властвовали над племенами мери, словен и кривичей, населявших тогда земли от Ладоги до Ильменя и от Чудского озера до Белого, да были изгнаны теми племенами.

Самое интересное, что изгнав варягов, племена, кроме того, что стали сами собой владеть, еще и начали себе города ставить.

Дальше произошла обычная история: начали племена себе правителя искать, и каждое племя в свою сторону тянуло. Ни дать, ни взять – позднейшие выборы посадника в Новгороде. Поняли, что так ни о чем договорится невозможно, придется себе правителя со стороны взять, чтобы никому обидно не было. Такого, кому все племена довериться могут. А кому довериться? Все тому же варягу изгнанному. А как ему доверишься? А пусть бумагу подпишет! Настоящую бумагу: буду делать то-то и то-то, не делать того-то и того-то, а за то брать это. И ведь подписал, судя по всему. Ну, может, по неграмотности и не подписал, грамота в число добродетелей наших князей еще долго не входила, но поклясться – поклялся.

Может, в IX веке и не было единого города, объединяющего все три племени в земле Новгородской, а было тех городов три, не зря ж племена города городили, но уже через сто лет Новгород стоит на своем теперешнем месте. И делится тогда Новгород на три конца: Словенский, Людин и Неревский. В одном живут словене, в другом – люди-кривичи, а в третьем – неря-меря. А кто же внутри крепостных стен живет? А никто не живет. Капище там, кладбище и место для сборища. Погост, в общем, кто ж на погосте жить будет?

Зачем же каждое племя себе свой город ставило, когда племена варягов изгнали? Что у нас главное в Новгороде, отчего город городом зовется? Детинец. А что в нем? Города у нас появляются как общеплеменное капище, кладбище и место для сборища, а не укрепленное поселение, не место, куда спрятаться можно, дабы враг не достал. Изгнав варягов, разделились племена. И Старый город покинув, начали себе новые строить, объединившись же вновь, призвав обратно варягов, новый город, единый для всех племен построили – Новгород.

Так кто же в Новгороде живет? Триста семейств там живут из века в век, вплоть до их депортации в московсковские пределы вместе с чады и домочадцы. Слуги народа, что дань каждый в своей части земли собирают, выгоду своих частей блюдут, естественно, о своей тоже не забывая, нарочитые люди, словом, ну, и слуги тех слуг, конечно.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вт окт 30, 2007 22:40, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 15, 2007 03:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
II

Где же гости, что за моря ходят? Где мастеровые-ремесленники? А вон они, невдалеке от Новгорода, рядом с князем и его дружиной сидят. На Городище.

Князю не дань важна, а возможность на этой земле рядом с рекой сидеть и плату с торговых людей собирать за то, что мимо плывут под его охраной. И дружина ему нужна для охраны купцов, для охраны от купцов, для собственной охраны и для того, чтоб местные уважали. А местным нужен князь прежде всего как судья и, на случай, как предводитель ополчения, если варяг какой нападет. Без своего варяга уже обойтись пробовали – не получилось. За то князь и его дружина дань от всей земли получает и прокорм с волостей Тигоды, Вереды, Питьбы, Нередицы и Колмова. Местных пока торговля сама по себе не интересует. То, что есть на продажу, они варягам продадут, а, что понравится, у них же и купят.

В конце Х века, то ли в Новгороде свои купцы завелись, то ли новгородцам тоже захотелось заморских гостей поохранять, - торг появился, даже не торг, а целое Дворище, и князь на Дворище с Городища переехал. В своих усадьбах новгородцы ремесленников поселили, вроде, уже город. Только формальности остались.

Новгородцы утверждают, что в 1019 году Великий князь Ярослав отблагодарил их за помощь в возвращении ему от даже-не-брата Святополка киевского отня стола, основав в Новгороде университет на 300 отроков, и даровав Новгороду Правду и Устав. Вряд ли он их сам писал, скорее всего, это была фиксация уже сложившейся практики. Если Правдой руководствовались суды всей Руси, то, наверное, и Устав писан не для одного Новгорода. Русские города после Ярославова княжения начинают перебирать князьями, явно находясь под влиянием “вольности в князьях” из того устава, и их возмущение великокняжеским беспределом в конце XII века тоже, похоже, вдохновлено им. Отчего же другие города, кроме Новгорода, позже на него не ссылались? Оттого, что, благодаря Великим князьям, не осталось в тех городах читавших Устав лучших мужей, да и самого текста Устава тоже.

Мономашичи уничтожили прежнее значение старших городов в своих землях. Почему это им не удалось в земле Новгородской? Потому, что, когда очередной князь сбежал с новгородского стола, оставив в заложниках у Новгорода своего малолетнего сына, новгородцы в 1126 г. сами избрали себе посадника, дополнив Устав статьями, гарантирующими его соблюдение князьями. Во первых – запрещено князю раздавать землю и издавать указы без посадника, во вторых – запрещено князю держать своих людей в данных ему в кормление волостях, в третьих – запрещено в Новгородской земле князю, его жене, его боярам и дворянам иметь земельные угодья. И самое главное: появляется в Новгороде сместной суд – князю запрещено суд творить без посадника. Вернувшись в Новгород, князь Всеволод Мстиславич торжественно на том крест целовал за себя и за всех князей Рюрикова рода и отбыл вместе со своим двором с Дворища обратно на Городище.

Так Новгород стал первым на Руси городом. Единственным.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Ср окт 03, 2007 11:20, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 15, 2007 03:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
III

Ну, стал Новгород городом. И как же тот город устроен?

Заезжие немцы сообщали Европе, что правят в Новгороде три сотни Золотых поясов. Из их числа избираются на городском собрании посадники-бургграфы, тысяцкие-герцоги, и все дела городские эти три сотни между собой в совете решют, а если что сами промеж себя решить не смогут, для того то же городское собрание собирают. Ничего их в городском устройстве не удивляло, вроде, все, как и в немцах.

Откуда же взялись эти Золотые пояса? Немец бы предположил, оглядываясь на свою историю, что пояса эти - потомки военной племенной знати, вождей времен военной демократии, то бишь, вождества. Правда, все потомки тех вождей в немцах по своим замкам сидят, а тут отчего-то все вместе осесьть решили, ну, да русские они, что с них взять?

А вот так ли уж необходима звероловам, пчеловодам, пахарям и рыболовам военная демократическая иерархия? Германские племена, похоже, и смогли изгнать славян из нынешней Германии потому, что не было у славян этой иерархии, а у немцев была. Расселяясь на безлюдных лесных просторах приладожья и приильменья, словене, кривичи и меря потребности в такой иерархии, кажется, и вовсе не испытывали.

Допустим, военные вожди у наших племен все-таки были. Вы можете себе представить, что каждое из трех племен исторгло из себя ровно по сотне своих военных вождей? Вы представляете себе три сотни военных вождей, живущих рядом друг с другом, и без охраны? Вы верите, что военные вожди согласятся жить при погосте? И, наконец, возможно ли, что племя может оставить себя без своих военных вождей, отослав их на этот погост от себя подальше? И вообще, зачем на погосте военные вожди? Что-то у нас не складывается с теми вождями.

Во времена, не столь уж далекие от наших, в царствование Александра II, крестьяне воспринимали необходимость своего представительства в земских учреждениях как лишнюю обузу, навязанную им сверху. Выборы либо саботировались, либо избирались те, кто по положению о выборах заведомо не мог стать крестьянским представителем, а чаще, почесав в затылке, крестьяне, точь в точь как древние афиняне, тянули жребий, впрочем, так они и привыкли всегда поступать, распределяя между собой разные повинности.

Думается, так же, по жребию, время от времени появлялись у погоста три очередные сотни от трех племен, чтобы сменить три сотни, свое у погоста отсидевшие, пока одним не надоело постоянно тянуть жребий, а другие за мзду малую там постоянно жить не согласились. Вече, небось, на том погосте собрали да так и порешили.

Наша церковь – удивительный организм, отслеживая, как назначаются ее иерархи можно понять многое в нашей истории. После утраты своего влияния на Новгород Великий князь Киевский уже не мог дать епископа в поставление на Новгородскую кафедру, а кто же дал? Бог дал! Епископ новгородский – не просто епископ, он еще выполнял функции, что ему от верховного жреца по наследству достались: кроме отправления церковного суда, что понятно, новгородский епископ был еще и городским казначеем, и палатой мер и весов, и городской канцелярией заведовал, ну, и по совместительству еще банк-ломбард держал. Так как же дал Бог Новгороду нового епископа? Три бумажки с тремя именами, утвержденными на вече, брошены были пред алтарем св. Софии, а слепой юнец одну из них подобрал – вот вам и новый епископ Аркадий.

Когда Новгород уже состоял из пяти концов, по жребию выбирались в нем и 10 докладчиков: по два докладчика от каждого конца - один муж нарочитый и один житий. Докладывали не они, а им: три раза в неделю они вместе с посадником и князем были вынуждены слушать доклады-материалы следственых органов. Присяжные, одним словом.

Скорее всего, и в начальные времена боги давали Новгороду его жрецов, судей и правителей таким же образом.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Сб окт 06, 2007 17:31, всего редактировалось 7 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 15, 2007 03:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
IV

Погост, как вы помните, для трех вещей необходим, для капища, кладбища и места для сборища. Ну и еще, чтобы ценности всякие там собрать: а. на всякий случай; б. для прокорма там живущих; в. для увеселения богов. С некоторых пор еще и для того, чтобы их часть варягам отдать. Ценности, естественно, сначала привозят с собой приезжающие на сборища, где они свои дела обсуждают, покойных родичей поминают, пьянству предаются и пред идолы камлают.

По мере разрастания пределов земли, племенами освоенной, и прирастания самих племен, новые концы* появляются со своими погостами, но и старый забыть нельзя: там и родичи лежат, и главное капище все-таки там, а не на новом погосте. Новое – всегда плохое, ну, не плохое, но всегда хуже старого. Да и варягам все равно нужно туда дань возить. А возить-то все дальше и дальше приходится: подсечное земледелие, Велес его забодай! К тому ж еще кого-то туда послать надо, чтоб другие племена в случае чего на том сборище наше не обделили. Вот и появляются депутаты, на старый погост ценности свозящие, за ними и за самим погостом присматривающие и наше племя от иных племен на сборище защищающее.

Концы на сотни** делятся, сотни на десятки, а во главе их всех – тысяцкий. Это - на случай войны, и чтоб сбор ценностей разверстать по концам способней было. Хранит ценности и их количество проверяет верховный жрец, они втроем вместе со старостой и тысяцким всех и рассудят. Все трое по жребию из кандидатов, всеми тремя племенами представленных, выбираются. Все поровну, все по честному. Правда, судит теперь князь-варяг, да ему все недосуг, так что он сам вместо себя старосту сажает – посадника.

Собственно, вот вам и протогород русский: три городских конца из двух сотен каждый. Одна сотня ценности из всех концов сюда везет и за ними присматривает, да на сборище межплеменные дела общие обсудить ходит, эти – лучшие, нарочитые***, другая первую обслуживает, те – жильцы, или житьи. В каждом конце свой местный погост, свои жрецы, сотские, десятские и старосты местные. И погост общий со жрецом верховным, тысяцким и князем, а если тот в отсутствии, то с посадником.

_________________________
* Конец – это не предел, это несколько поселений, объединенных своим погостом. Способ социальной и территориальной организации.
** Сотни не потому, что там сто человек живет, а потому, что с каждой сотни по сто долей выделять надо на погост, и сто воинов выставлять при необходимости.
*** Само их название - “нарочитые”, восходит к глаголу “наректи”, названные они, нарочные от тех племен, а не лучшие, лучшими они уже потом себя звать станут.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вт окт 30, 2007 22:45, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 15, 2007 03:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
V
Возящие-смотрящие-защищающие очень скоро превращаются в городскую элиту, поскольку перевозимых ценностей становится все больше, а доля их за перевоз и смотрение остается прежней. Земля Новгородская находится в зоне очень рискованного земледелия, в неурожайные годы возящие-смотрящие охотно делятся своими запасами с теми, кто свою долю новгородского бюджета внести не в состоянии. Еще и с семенами помогут, и на прокорм до следующей осени дадут. Не даром, конечно, - в рост.

Русская Правда ограничивает рост 50% годовых, но это ограничение вряд ли соблюдалось и после его появления. Не всякий пахарь и через несколько лет расплатится, тем более, что и проценты за несколько лет на прежние проценты набегают. Что делают со злостным неплательщиком? Имущество забирают в счет погашения долга. А зачем городскому жителю скот, сети, ловушки, и прочий сельхозинвентарь? Лучше его горемыке-неплательщику обратно вернуть, и пусть он четверть всего, что наловит-вырастит-соберет, к городскому столу поставляет. А городской житель еще вместо него и казну новгородскую пополнять будет. Справедливо? А куда горемыка денется? А больше он все равно не потянет.

Поскольку сборщик дани один на весь конец, скоро уже почти весь конец ему четверть за пользование бывшим своим имуществом выделяет да за освобождение от дани. А дальше в силу входит обычай. Потомки горемык потомку сборщика платить начинают, как их деды его деду платили, по старине, по пошлине. Бывший долг переносится с субъектов на объект, теми субъектами обрабатываемый. Вот мы и землевладельцы.

Начинаем с того, что себе золотые пояса заказываем, все-таки нарочитые мы или нет? Ведь это наших предков некогда избрали как самых достойных, дабы править всей землей Новгородской!

В торжественное облачение русских царей входят золотая шапка с головы хана из Орды, бармы с плечей императора из Византии и наш золотой пояс. Триединство.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Сб окт 06, 2007 17:39, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн янв 15, 2007 04:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
VI

Кажется, одну тайну, не дающую нашим историкам покоя, мы раскрыли.

Рядом с каждым нашим старым городом существовали свои Городища. Процветали и росли они до XI века и вдруг исчезли. Все. Сразу. Городки эти стояли на выгодном месте у водного пути, в них жили ремесленники, шел в них интенсивный обмен товарами с проплывающими мимо купцами, согласно всем теориям происхождения городов, они и должны были стать настоящими городами. И вдруг все прекратилось, жизнь в них замерла, население исчезло. Куда?

На усадьбах оно наших мужей нарочитых. Вкалывает с еще большим усердием. Раньше, пока реки льдом не покрылись, вкалывать приходилось, а теперь работы на весь год хватает: клиенты новые появились – те же нарочитые да житьи. И прежние клиенты теперь в Новгороде останавливаются, мимо проплывая, чтобы те четверти всего, что горемыкины потомки произвели, у нарочитых купить. Или обменять на что-нибудь. Теперь здесь – не то, что прежде. Что прежде купцам было на погосте делать?

Вот почему в Новгороде торг появился. Не купцы завелись, не крышевать проходящие по Волхову караваны новгородцы стали, просто в Новгородской земле началось товарное производство, а где товар – там и торг. Впрочем, скоро и свои купцы в Новгороде заведутся.

Сами нарочитые не торгуют – не барское это дело, но деньги в купцов вкладывают и товарами их в кредит снабжают. Чтобы сырьем не торговать - дешево оно, заводят они в своих землях производство, житьих людей за ним смотреть ставят, заодно те и четверти собирают. Вот и житьи люди уже землицей обзавелись! Богатеет владельцами земля Новгородская!

Да и купцам с ремесленниками счет уже на сотни пошел. При Иване на Опоках в 1135 г. сотня первых купцов собралась, скинулись по пятьдесят гривен серебра на общие нужды да так свое собрание и назвали: Иванское сто. При нем и первый арбитраж появился. Да только купцы и ремесленники в Новгороде молодшими считаются. И будут считаться вплоть до его падения. Вятшие – потомки первых нарочитых и житьих. А старое, оно всегда лучше нового. По определению.

Как видите, мне генезис русских городов теперь несколько иначе представляется, нежели в начале моего повествования. Обманчива оказалась аналогия с Европой. Не город Рюрика княжить пригласил – племена, как, собственно, в летописи и написано. И даровать нам права городские некому, надо их самим брать, если случай представится.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пт окт 05, 2007 23:36, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 24, 2007 21:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
ЧАСТЬ 4. ЗАПРУДА

I

Глядя на рост старших городов Руси, на появление у них пригородов - новых городов, растущих на месте прежних погостов, на стремительное увеличение богатства лучших людей городских, и осознали князья преимущества частного землевладения. Дань – дело преходящее. Дают ее либо по доброй воле, либо по принуждению, но в любой момент в той дани и отказать могут. Да и сколько ее, той дани? То ли дело - со своей собственной земли доход! Постоянный и законный, всеми землями по Русской Правде признаваемый! В суд любой земли любой тамошний собственник может обратиться, будь он хоть князем в чужой земле, хоть вовсе своего княжения лишенным князем-изгоем, и суд той земли его, собственника, несомненные права признает, а свои права на княжение либо на вече местном предъявлять надо, либо на княжьем соборе. И там, и там не одни союзники, чаще всего и там, и там - иные претенденты на ту же дань, имеющие на нее столь же несомненные права.

А уж в своих землях мы свой, княжеский суд устроим – ни к чему нам суд земли, уж очень процедура сложна, мы ж и так княжего роду, нам самим судить на роду написано.

Какова же процедура в судах земель? Ну, хотя бы в той же земле Новгородской? Если дело нельзя решить непосредственно в своем конце или пригороде, то для начала пишется челобитная-доклад князю, пишется она не истцом, пишется она приставом-адвокатом из людей нарочитых или житьих. Помните, Ярослав университет учредил? Выпускником того университета и пишется, если тот сочтет, что нужно писать. Поступает доклад в одрину-контору князя, одрина, коли сочтет, что нужно расследовать, посылает судебного пристава-позовника к ответчику, ответчик, если он не согласен удовлетворить требования истца, тоже нанимает себе пристава, тот свой доклад пишет, если считает, что дело и выиграть можно.

Истец и ответчик, рядчики, выставляют своих свидетелей-послухов, а приставы представляют свои доклады в ту же одрину на суд княжьего представителя-тиуна. Если и после того дело миром не решается, и одна из сторон упорствует, доклады представляются на пересуд вместе с послухами докладчикам-присяжным. Тем самым, что по жребию из вятших людей от всех городских концов выбирают и заставляют на тот пересуд три дня в неделю ходить в специально отведенную для того пересуда комнату в епископских палатах. После вынесения приговора докладчиками князь скрепляет его своим постановлением – правой грамотой, и дело уже больше никакому пересуду не подлежит. Докончено.

Если одна из сторон на суд любого уровня не явилась, дело решается в пользу противной, дается ей на то бессудная грамота, а если обиженная ею сторона докажет, что позовника за ней вовремя не прислали, то грамота уничтожается, и все начинается с того места, где той грамотой кончалось. Те же позовники обязаны проследить за исполнением решения суда, исполняется приговор в присутствии понятых-послухов. Начиная с поступление первого доклада в одрину и заканчивая исполнением приговора, все дьяком записывается. Уголовные дела, возбуждаемые тиуном или самим князем решаются точно так же, в порядке частного обвинения. И таков судебный порядок для всех - и для вятших, и для молодших, ну, кроме робов-холопов, конечно, за них их господин в суде предстательствует.

Вот и скажите, зачем нужен такой суд князю в его владениях? Проще одного своего тиуна посадить, пусть он всех и судит. Нет, не за все преступления, несомненно, - за разбой и убийство князь сам судить будет, надо ж и ему самому когда-нибудь посудить.

Сложная, слишком сложная судебная система в старых городах, вот Мономашичи ее и упрощают, лучших людей по стенам тех городов развешивая да земли тех лучших людей своим боярам даруя. Вместе с правом суда в тех землях. С судебным иммунитетом боярских владений от суда всей земли в старших городах. Земли собирают, в общем.

_____________________________________
Маленькое дополнение, но, как выяснилось, необходимое, ибо уже не первый раз сталкиваюсь с недоумением, вызванным тем обстоятельством, что в городах судебные функции были возложены еще и на главу местной епархии, и на тысяцкого. Описанная мною процедура касается гражданского процесса, тысяцкий был судьей по делам арбитражным, для рассмотрения которых докладчиков предоставляли тяжущиеся - каждый должен был привести с собой на суд двух вятших, а епископ занимался семейным правом и правом церковным, к коему относились также и вопросы морали. Кроме того, представитель церкви на гражданском суде осуществлял и надзорные функции, бо именно церковь в то время была хранителем и толкователем прежних судебных актов, а всякий акт должен был соответствовать положениями Кормчей Книги, составленной преимущественно из фрагментов Дигест и Кодекса Юстиниана.
______________________________________
*А сколько? Столь мало, что Мстислав Владимирович, посылая своего сына на Новгородское княжение, выделил Новгороду из состава Смоленской земли значительную часть вместе с половиной Волока Ламского, Ржевой, Луками и Холмом с пригородами. Земли предназначались исключительно для кормления князей Новгородских из Смоленского дома, с уходом Святослава Мстиславича из Новгорода дань с этих земель собиралась все так же Новгородом, но направлялась им в землю Смоленскую, а было той дани к XV веку аж 360 рублей.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Пт окт 05, 2007 23:30, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 24, 2007 21:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
II

В 1477 году послы Великого и прочая, и прочая государя Московского, князя Ивана Васильевича… Нет, уже не послы князя – представители государя бояре московские Тучка Морозов да Хромой Пестрый объявляют новгородскому вечу волю государеву: по собственному желанию самого Новгорода Великого, суду Новгорода в Новгороде не быть, а быть суду государеву, и по всем улицам новгородским тиунам государевым сидеть, суды творить, а Новугороду в те суды не мешаться. Сами, де, о том государя просили.

То, что им купить невозможно, вошедшие в силу князья Московские теперь просто той же силой забирают. Каким образом? А нет теперь уже в России суда иного, нежели суда государя: во всех судах тиуны государевы судят, вместо прежних княжьих соборов в Москве государева дума заседает, да и епископов на поставление, и митрополитов посылает тоже государь. Государя в России судить некому, на то он государь и есть.

Еще первый наш собиратель - Андрей Боголюбский дважды пытался покорить Новгород. Первый раз - перед карательной экспедицией одиннадцати князей на Киев наш герой устроил репетицию: собрав силы трех земель – своей, Смоленской и Полоцкой, ударил на Новгород. Ему, Великому князю, зажатому с севера и юга двумя непризнающими его величие старшими землями, очень неуютно было в своем Боголюбове.

Обратив в пепел Торжок и Луки вместе с окрестными селами, коалиция застряла при Русе и была выбита из новгородских пределов подоспевшим новгородским ополчением. К истории той же экспедиции относится сокрушительное и позорное поражение Суздальских войск, вторгшихся в землю Новгородскую со стороны Белозерья. Четыре новгородские сотни разгромили семитысячное воинство, идущее на Новгород с востока. Мало того, что цель экспедиции – уничтожение самого Новгорода, не была достигнута, Суздальская земля вынуждена была уступить земле Новгородской часть своих Белозерских волостей.

Вторая экспедиция, предпринятая после уничтожения Киева, готовилась уже более основательно. На этот раз войска уже пяти земель - Суздальской, Смоленской, Полоцкой, Рязанской и Муромской идут жечь и грабить, убивать и брать в полон - уничтожать землю Новгородскую.

Оставив за собой выжженную землю, союзники обложили Новгород. Казалось, Новгород ждет судьба Киева. На четвертый день осады, после отклонения Новгородом ультиматума начался штурм. Долго продолжалась битва за город, и, наконец, штурмующие притомились. Не дав им опомнится, новгородцы вышли из-за укреплений, спешно, в ожидании осады возведенных посадником Якуном Мирославичем вокруг всего города, и ударили по союзникам. Тем пришлось спасаться бегством по ими же выжженной земле. Поедая своих лошадей, погибая от голода и болезней, а большей частью сдаваясь на милость победителей, войска коалиции бесславно покинули землю Новгородскую.

То, что не удалось Боголюбскому, через три столетия удастся потомку его брата – Темному, принудившему гордый Новгород подписать с ним Яжелбицкий договор, которым Новгород признал верховенство Великого князя Владимирского. Отчего? Москва ли настолько усилилась? Новгород ли настолько ослабел? Москва – та, действительно, усилилась, но ведь и Новгород стал намного богаче и сильнее, чем прежде. Его торговые представительства открыты по всей Европе, все европейские монархи его силу признают, с ним договоры о мире и дружбе-торговле подписывают. Купцы новгородские по всему миру с товарами ездят и везде ощущают покровительство далекого Новгорода.

А кто он сильный, богатый и знатный на чужбине новгородский купец у себя на родине, в Новгороде? Молодший он, его к делам новгородским допускать не принято. Как, впрочем, не принято в Новгороде и свои пригороды выслушивать – они тоже молодшие. Старое - оно всегда нового лучше, старшее - младшего. А нарочитых мужей к тому времени в земле Новгородской все больше становится, уже в городе всем не поместиться, посадниками по пригородам сидят, а те, что без места остаются, за военной добычей на Низ ходят. Неладно что-то в Новгородской земле.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Сб окт 27, 2007 17:26, всего редактировалось 7 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 24, 2007 22:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
III

По разному пытались решить Великие князья новгородскую проблему. Проще всего путь Новгороду на Низ закрыть. Новгороду давно своего хлеба не хватает, хлеб с Низа идет. Путь с Низа перекроем – Новгород сам нашего князя себе поставит. Действительно, ставит Новгород нашего князя, да наш князь то сам со стола сбегает, то ему новгородцы путь указывают, а то и вовсе наш князь о том, что он наш забывает. Да и хлопотно это - всякий раз путь закрывать. Это ж не только хлеб в Новгород с Низа не идет, но и товары с Низа в Европу, и европейские товары на Низ через Новгород не поступают, да и к северной рыбке, мехам, и прочим товарам новгородским все на Низу уже давно привыкли, да к тому ж и соль, и серебро по всей Руси все больше новгородские*.

Еще проще самим Великим в Новгороде княжить, тем более, с таким княжением и тиун справится. Почесали в затылке нарочитые, добавили в уставные грамоты для княжеского целования еще одно условие: а тебе, княже, людей новгородских на Низу не судити, да еще парочку подобных - и согласились, а в Новгороде появился тиун, зовомый наместник, чтобы с простым тиуном не спутать.

Наш первый Великий князь Новгородский и Московский – Иван Данилович, все усилия приложил, для того, чтобы добиться права в Новгородской земле надел в собственность получить. Часть земель он, естественно, тайком покупает. За приобретенные им земли новгородцы в 1332 г. предлагают Великому выкуп в 500 рублей серебром, на что наш князь обижается и отзывает своих наместников. Предъявив ультиматум Новгороду: впредь отдавать ему все закамское серебро и печорскую дань, Иван Данилович занимает и уже рутинно разоряет Торжок и Бежецкий Верх.

Оказавшись в который раз без князя, новгородцы, наконец, осознают преимущества потомственной монархии и в 1333 г. приглашают на княжение сына Гедимина Литовского, Наримонта, выделив ему вопреки всем прежним княжеским кондициям то, чего Иван Данилович тщетно уже который год добивается: Ладогу, Ореховец, Кексгольм со всеми землями и половиной Копорья в придачу в отчину и дедину. Наримонт приехал, деньги с выделенных земель взял, но воевать за землю Новгородскую, даже за свою дедину со шведами, не спешил. Наримонту новгородцы сразу путь указали, но наместник Наримонтов в Ореховце остался.

Видя, что старшая земля ускользает из его рук, Иван в 1335 г. замирился с Новгородом и уставные грамоты еще раз целовал. Через два года Иван Данилович пытается отрезать Новгород от все того же серебра и дани, пойдя в поход на Заволоцкую Чудь. Чудь, не иначе как чудесным образом, от великокняжеских поползновений отбилась, а Новгород за то на своего князя затаил обиду и, судя по всему, после требования в 1339 г. Иваном Даниловичем Московским великокняжеского черного бора от Ивана Даниловича Новгородского по цареву запросу** новгородцы с легким сердцем обоим князьям путь указали. Иван своих наместников отозвал.

Неизвестно, чем бы дело кончилось, но 31 марта 1340 года мошна всея Руси, наш главный российский коллекционер-филотеррист, наш первый Хозяин опочил и под неустанный плач всея Руси Московской уже 1 апреля Иван Данилович Калита был погребен в Архангельском соборе. Забавно было бы видеть какое-нибудь нерушимое новгородско-шведское единство, да не случилось.


________________
* Еще одна тайна для наших историков: почему Русь не испытала на себе последствия восточного серебряного кризиса в XI веке? Оттого и не испытала, что с другого востока серебро получала, того, что несколько севернее, а богатство Новгорода, благодаря тому кризису, прирастало Сибирью.
** Анекдот заключался в том, что Иван захотел второй раз за год собрать с Новгорода ордынский выход, в дальнейшем князья Московские стали требовать черного бора, т. е. поголовной дани, уже не ссылаясь на Орду.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Чт ноя 08, 2007 23:18, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 24, 2007 22:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
IV

Семен Иванович, прозванный Гордым, наследник Ивана, наконец, прозрел. Поняв, что силой можно добиться от Новгорода лишь временных уступок, он в 1341 г. посылает в многострадальный Торжок не войска, а сборщиков дани. Великокняжеских тиунов, естественно, заковали в цепи и посадили в холодную. Не вступая в прения по поводу законности своих прав собирать самолично дань с Торжка, Семен выдвинул к нему свое войско.

Торжок и прежде едва терпел свою зависимость от Новгорода. Являясь для Новгорода воротами на Низ, Торжок еще в Великое княжение Андрея Боголюбского пытался отделится от своего старшего города, однажды даже исхитрившись посадить себе своего князя, получив его непосредственно из рук Святослава Ростиславича Новгородского.

Брат Святослава Ростиславича, Давыд, в Торжке недолго прокняжил. За такую провинность князю Святославу новгородцы сразу путь указали в Ладогу казни ожидать, предварительно, пока князь еще, принудив его повелеть своему брату покинуть Торжок раз и навсегда. Торжок, естественно, новгородцы сожгли за своевольство.

Святослав Ростиславич с вольного поселения в Ладоге бежал в Киев к своему отцу. Разгневанный князь Киевский сгоряча похватал и запер всех новгородских купцов, бывших в то время в Киеве. Остыв, он повелел их выпустить, с удивлением обнаружив, что некоторые из них сами собой скончались. Впоследствии тот же Святослав Ростиславич дал повод князю Андрею Боголюбскому для карательной экспедиции на Новгород, после примирения с новгордцами вторично сбежав уже непосредственно с Новгородского стола. Вокняжение в Новгороде бежавшего от Новгородского стола Святослава Ростиславича и было официальной целью двойного нашествия Андреевых ратей, дважды по пути не преминувших сжечь Торжок…

Последний раз Торжок жгли всего девять лет назад. Молодшие жители Торжка, прекрасно сознавая, чем кончаются для них споры Москвы с Новгородом, перебили всех наличных новгородцев, и одного своего, местного вятшего, не успевших убежать из города, и разобрали дома новгородцев и многих вятших на доски. Выведя из холодной великокняжеских тиунов, расковали их, и вышли из города с ними, цветами и иконами встречать княжеское воинство, освящаемое своим присутствием нашим знакомцем, митрополитом Феогностом.

Новгороду сбор дани с Торжка пришлось уступить Москве, князя Семена признать своим князем, Семен уставные грамоты новгородские поцеловал, на том и разъехались. Торжок стал великокняжеским ленном, а князь Московский - снова князем Новгородским.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Вт окт 09, 2007 18:06, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср янв 24, 2007 22:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 19, 2004 19:11
Сообщения: 2293
Откуда: Из чез
V

Вспомнив свое великое прошлое, надеясь на появление своей княжеской династии, Псков, уже три века считающийся новгородским пригородом, в 1328 г. приютил у себя беглого Великого князя Тверского и Новгородского Александра Михайловича. Понимая, что Псков – не Торжок, в случае чего, он с таким князем и к Литве отойдет, да еще и со всеми своими землями, Новгород занял выжидательную позицию. Он пропустил ко Пскову войска Ивана Даниловича и оставил князьям самим выяснять отношения.

Домашний митрополит Ивана Даниловича, Феогност, повторил подвиг св. Петра, остановившего в свое время угрозой проклятия тверские рати, идущие на Юрия Даниловича. Феогност предал анафеме и псковитян, и Александра, покуда псковитяне не изгонят того из града. Александр вынужден был бежать в Литву, но прецедент нового псковского княжения был создан.

Через полтора года Александр Михайлович вновь появляется во Пскове и остается княжить там при полном попустительстве и Новгорода, и князя Новгородского. Более того, после первой размолвки с Иваном Новгород, кажется, не только признает Псковского князя, но и впервые с тех пор, как во Пскове князь завелся, архиепископ Новгородский едет во Псков со всем причтом.

По времени это событие совпадает с созданием литовского домена в земле Новгородской. Расценивать это можно как реверанс Гедимину, но это полупризнание, как и сам домен, тоже прецедент делимости ранее неделимой Новгородской земли.

Александр Михайлович сам покинул Псков, вернувшись в 1338 г. на княжение Тверское, оставив после себя княжить некоего Александра Всеволодыча. Всеволодыч этот отметился в истории тем, что в 1342 г., убоясь ответа Ливонского ордена на месть за убийство псковских послов – разорение сел на орденских землях, бежал… в Новгород.

Псковитяне обратились за помощью к князю Витебскому, Ольгерду. Ольгерд со своим братом Кейстутом, не дойдя до Пскова, застрял у осажденного Орденом Изборска, охваченный жаждой мести за изрубленного здесь в куски гедиминова племянника, и не спешил на помощь сидящему в орденской же осаде Пскову. Псков запросил помощи у Новгорода, соглашаясь даже на приятие из Новгородских рук себе наместника, тщетно. Наконец, Ольгерд двинулся ко Пскову. Рыцари, уходя от боя с Ольгердом, покинули Псковскую землю.

Псковитяне предложили княжить у себя Ольгерду. Ольгерд от такой чести отказался, предоставив ее своему сыну Андрею. Князю Андрею Псков тоже чем-то не понравился, и он удалился вслед за своим отцом, оставив по примеру Наримонта Пскову наместника.

Пскову ничего иного не осталось, как признать старшинство Новгорода. Примирение было отмечено по рыцарски: пять дней, не покидая седел, доблестные псковско-новгородские воины жгли ливонские села, пока не нарвались на отряд орденского магистра. Магистр гнал их почти до самого Изборска, где и был разбит наголову. Ордену пришлось заключить мир. Однако, мир не с Новгородом, как следовало бы ожидать, а почему-то со Псковом.

Магнус Эриксон, шведский король, в 1348 г. вторгся во владения князя Наримонта в земле Новгородской и взял Ореховец, столицу домена. Под Ореховец стянулось новгородское ополчение. Войска Семена Гордого, и без того медленно бредущие выполнять княжеский долг, получив известие о взятии Ореховца Магнусом, неожиданно развернулись и бодро двинулись восвояси. Вскоре после этого, как только от имени земли Новгородской была подписана в Ладоге грамота о признании Новгородом суверенитета Псковской земли и заключен договор со псковитянами о мире-дружбе, покинуло приладожье и псковское воинство, появившееся там одновременно со шведским вторжением.

Ореховец был благополучно отвоеван новгородцами, шведы вернулись в свои пределы. Псков обрел самостоятельность.

_________________
Все на свете - чепуха, остальное - враки!


Последний раз редактировалось albor Чт ноя 08, 2007 23:23, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 107 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB